Конфигурационный учет является основой экономически обоснованного управления ИТ
ИТ-затраты предприятий могут составлять более 40% от суммарных операционных затрат. Существенная часть этой суммы – расходы на владение ИТ-инфраструктурой и приложениями. Поэтому документирование сервисной архитектуры и ИТ-инфраструктуры является одной из важнейших задач управления ИТ.
Ключевой инструмент для решения этой задачи – Configuration Management Database (CMDB). CMDB консолидирует данные не только о средствах автоматизации, но и связях между ними, обеспечивает единый интерфейс для доступа к информации, необходимой для управления ИТ-решениями. За построение, актуализацию и представление данных CMDB отвечает процесс управления конфигурациями.
60%
достигают затраты предприятий на оборудование и программное обеспечение от общей величины операционных ИТ-затрат. Для крупных компаний это более миллиарда рублей в год.
2 500+
виртуальных серверов насчитываются в ИТ-инфраструктуре крупных компаний. Управление такой вычислительной средой без организации их учета невозможно.
10..15%
только 10-15% организаций (по данным различных исследований) удовлетворены тем, как им удается решать задачи в области управления конфигурациями и сервисными активами.
Сервисно-ресурсная модель
Важной частью документирования сервисной архитектуры и ИТ-инфраструктуры является построение так называемых сервисно-ресурсных моделей. На практике для выстраивания сервисно-ресурсных моделей требуется определение правил установки связей, структурирующих данные о взаимном влиянии элементов.
Сервисно-ресурсная модель – логическая модель ИТ-услуги, состоящая из конфигурационных единиц и связей между ними, отображающих зависимость ИТ-услуг от используемых ресурсов и ресурсов друг от друга, предназначенная для решения аналитических задач по управлению ресурсами и услугами (анализа влияния инцидентов и изменений, планирования потребности в мощностях, распределения ИТ-затрат и других задач).
Коробочная конфигурация CleverENGINE содержит более сорока готовых правил установки связей, на которые, в том числе, опирается решение задачи распределения ИТ-затрат.
Мы помогаем нашим заказчикам решать вопросы
документирования сервисной архитектуры и ИТ-инфраструктуры:
Определение назначения CMDB и разработка правил учёта (границы, жизненный цикл объектов, атрибутный состав, правила именования и маркировки, распределение ответственности, правила установки связей …)
Организация деятельности по обеспечению актуальности данных (обновление данных при проведении изменений и контрольные процедуры)
Планирование и организация работ по инициализации CMDB (первичный сбор, очистка, выверка, загрузка, объединение данных) и формированию сервисно-ресурсных моделей
Реализация решения по автоматизации, включая интеграции с различными системами-поставщиками данных об управляемой инфраструктуре и приложениях
Решение Cleverics
Во многих известных нам случаях проекты по организации конфигурационного учёта не приводят к успеху, поскольку проектирование CMDB происходит не от актуальных задач ИТ-руководителя, а от встроенных функциональных возможностей приобретённого ПО.
Чтобы избежать таких ошибок самим и удержать от них заказчиков, мы выполняем проектирование CMDB по строгой методике, последовательно и в тесном взаимодействии с ключевыми заинтересованными сторонами, отвечая на следующие вопросы:
Первый шаг – ответ на вопрос «Для кого». Ключевые потребители информации CMDB становятся заказчиками по отношению к рабочей группе, которая проектирует CMDB. С ними начинается работа по определению требований к учёту.
Каких результатов заказчики достигают вместе с нами
СОКРАЩЕНИЕ ЗАТРАТ
- Повышение эффективности владения всеми ИТ‑ресурсами за счёт учёта имеющихся ресурсов и полной информации об их использовании
- Стимулирование более рационального поведения бизнес-пользователей в части потребления ИТ-услуг за счёт объективного расчёта стоимости услуг и распределения ИТ‑затрат по потребителям
- Отсутствие необходимости периодических усилий по сбору данных при планировании бюджета и анализе технических инициатив
- Повышение скорости ввода в строй новых ИТ‑сотрудников
СОКРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ
- Снижение количества ошибок при проведении изменений
- Исключение случаев потери оборудования, вызванных плохо организованным учётом, особенно в крупных, территориально распределённых компаниях
- Предотвращение или снижение количества инцидентов, вызванных несвоевременным обслуживанием оборудования
- Сокращение времени на выполнение запросов пользователей за счёт актуальных данных о конфигурациях и ресурсах
- Выбор более надёжных решений за счёт возможности анализа статистики отказов в разрезе вендоров и моделей оборудования
По этой теме
Изображение на обложке: Taylor Vick / Unsplash